ФРАНЧАЙЗИНГ

Франчайзинг (или по российскому праву «коммерческая концессия») – это право вести бизнес под вывеской другой компании.

 

Договор коммерческой концессии – это договор, в рамках которого компания ведет собственный бизнес, но для продвижения использует товарные обозначения, элементы фирменного стиля и прочие объекты интеллектуальных прав, а также технологии (и опыт) своего контрагента.

 

Более простое описание выглядит следующим образом. Франчайзер, собственник товарного знака (и патента/наименования) передает другому лицу – Франчайзи право использовать в бизнесе товарный знак плюс коммерческий опыт (скрипты, мотивацию сотрудников и т.д.). В замен на переданный комплекс прав Франчайзи оплачивает единовременный платеж (паушальный взнос) и ежемесячные платежи (роялти).

Не путайте договор франчайзинга с лицензионным договором, ведь они действительно похожи. В отличии от лицензионных соглашений, контрагент по договору коммерческой концессии передает не сам комплекс, а дает возможность воспользоваться.

 

Помните, что сторонами договора франчайзинга могут быть только компании и ИП.

Перед заключением договора, Франчайзи (тот, кто приобретает франшизу) следует внимательно изучить как договор, так и самого Франчайзера, ведь распиаренный в условном Instagram бренд отнюдь не гарантирует, что бизнес-модель Франчайзера удачная.

Для Франчайзи заключение договора на невыгодных условиях может обернуться настоящей катастрофой.

 

Генеральный совет: никогда не пытайтесь искать подводные камни самостоятельно, уж слишком договор франчайзинга коварный.

Теперь о подводных камнях для пользователя франшизы (Франчайзи).

 

1. Обязательно надо предусмотреть право на выход из договора!

Если в договоре этого нет, то пользователь должен будет продолжать оплачивать роялти даже если он отправил правообладателю письмо о расторжении договора (отказе от договора) и перестал осуществлять деятельность по франшизе.

 

2. Необходим внимательнейший анализ Правообладателя (если, конечно, это не Бургер Кинг).

Информация о зарегистрированных договорах франчайзинга находится в открытом доступе (официально они называются договорами коммерческой концессии). Так вот: следует обзвонить компании, которые до вас покупали франшизу попросить дать рекомендации в отношении Франчайзера. 

 

3. Проверьте, зарегистрирован ли товарный знак и другая интеллектуальная собственность.

Если вы уверены в контрагенте, то имеет смысл зарегистрировать договор в Роспатенте. Договор будет действовать и без регистрации, однако, регистрация даст вам ряд дополнительных преимуществ.

 

4. Помните, что договор коммерческой концесси составит из двух видов платежей: единовременного (паушальный взнос) и роялти (периодический платеж).

Часто отсутствие роялти — тревожный звоночек. Это наводит на мысль, что после заключения договора Франчайзер не захочет помогать Франчайзи, а преследует одну цель — заработать на паушуальном взносе.

Убеитесь, что ваша компания имеет право постоянно получать консультации Франчайзера. Пусть это условие будет зафиксировано в договоре.

 

5. Выбор поставщика.

Бывают ситуации, когда Франчайзер заставляет работать со своим поставщиком, а поставщик пользуясь монополией завышает цены.

Чтобы не допустить такого рода событий, старайтесь не допустить условия о монопольном поставщике в договоре. А если Франчайзер настаивает, то установите фиксированную цену на продукцию этого поставщика.

 

 

ВЫВОД. Как я уже говорил, при согласовании договора франчайзинга обязательно привлекайте юриста – это и есть главный лайфхак, которые поможет избежать подводных камней. «Мазуков и партнеры» знают все нюансы франчайзинга от и до. Оставьте ваши данные через любую форму обратной связи, с Вами свяжется юрист-специалист по франчайзингу и бесплатно проконсультирует.

 

О Компании

Мазуков Мурат

Управляющий партнер​